matilda_fly (matilda_fly) wrote,
matilda_fly
matilda_fly

Category:

Заказной пост для любимого мужа.



Муж попросил меня дать характеристику творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Еще в институте я рассказала свое мнение подруге, после чего та долго плакала. Подруга писала как Пушкин – много пустых зарифмованных или публицистических текстов.

Гений Пушкина.
Александр Сергеевич не был гением, он был талантливым графоманом, хорошим стилистом, профессионально владеющим (русским!) языком. Возьмите любое неизвестное пушкинское произведение, и вам не удастся распознать его по пушкинскому стилю. Он не является художественной индивидуальностью, его стиль можно спутать с хорошим переводом, например, Шекспира.

В отличие от гения Есенина – русского самородка, который не мог выдавить из себя по заказу не строчки, они к нему приходили как «божественное проведение», Пушкин писал по заказу того же Николая I. Саша был впечатлительным мальчиком, на него влияли: Чаадаев, Грибоедов, Тургенев и другие личности. Сам же он личностью не был, Пушкин был губкой, которая жадно впитывала информацию, впечатления, знания.

Не знаю точно, благодаря связям отца или личному обаянию, Александр еще до первой публикации стал любимцем элиты. Жуковский с Вяземским всюду таскали его за собой, дарили лучшие строчки и покровительствовали ему. Члены «Арзамаса» как родители, радующиеся первому слову ребенка, плакали от умиления, когда Саша пытался писать.

Не знаю, чем объяснить эту тенденцию, но все литературные общества во все времена выращивали таково вот «сына полка», и хорошо, если ребенок оказывается еще и талантливым. Но нередко литераторы воспитывали пустого графомана, писателя, у которого вены на лбу вспухают от напряжения, когда он выдавливает из себя «вкусные слова», или такого примитива как Лукьяненко. У многих подобных авторов дутая популярность лопается очень быстро, у Пушкина она вечна как Кремлевская стена.


Популярность Пушкина.
Каждой революции нужны свои поэты. Так Октябрьская пыталась приватизировать Есенина, чем погубила его. Сергей был сыном России, а не поэтом своего времени. Из Пушкина же первые революционеры – офицеры, которым не повезло повоевать в 1812 г., решили сделать рупор.

Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аркачеева и других, но далеко не все они принадлежат Пушкину. Его стихи стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Причем сам Пушкин не являлся членом этих обществ. Но его стихи получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину в большей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати, которые практически не пользовались интересом. Жуковский писал ему: «Ты ни в чем не замешан - это правда? Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством».

Но правительство было милосердно к Пушкину. Николай I вообще был мягким человеком, он распорядился о том, чтоб отныне все произведения Александра проходили через его цензуру. Ответственным был назначен шеф жандармов Бенкендорф.

Имел ли Александр оппозиционные правительству взгляды? Он был либерал, как все полукровки, но есть либералы, которые любят «другую Россию» Пушкин же ненавидел ее любую. Вот вопрос Пушкина в письме к П. А. Плетневу в первой половине декабря 1825 года: «Что мне в России делать?». Или в письме к П. А. Вяземскому 27 мая 1826 года: «Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или Парижские театры..., то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». В этом же письме родная страна для него – «проклятая Россия». И в мае он пишет жене из Москвы: «Брюлов сейчас от меня едет в Петербург скрипя сердце; боится климата и неволи... Черт загадал меня родиться в России и душою и талантом!»

Позже вокруг имени Пушкина создается искусственный ореол обожествления носителя и выразителя основных свойств «национальной души». Его - в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной России - усиленно изучают, издают, на нем «воспитывают» подрастающие поколения.

Пушкин – национальный поэт, какой национальности…
Изначально он писал только на французском языке, за что в лицеи получил прозвище «француз».

Перебрав все тексты, написанные Пушкиным на русском языке, я так и не смогла найти там ни в одном из его персонажей «русскую душу». Она есть у Достоевского и Некрасова, у Толстого и Маяковского, покажите мне чисто русского героя придуманного Пушкиным.

Тем не менее, критики, упорно называли его «национальным русским поэтом». К этим критикам сегодня апеллирует либеральная молодежь, тряся знаменем Пушкина – полукровки, который «наше все», как в его время этим же знаменем трясли либералы - декабристы.

В 1859 году Ап. Григорьев писал о Пушкине: «Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личности,... полный и целый, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности... Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически-нашего».

Над этим «наше все» потом стебались Ильф и Петров, а позже Венечка Ерофеев и другие образованные люди, которые понимали, что талант Пушкина затмевает более талантливый пиар созданный вокруг этого имени.

Чрезвычайно любопытную характеристику «национального поэта» полсотни лет тому назад дал французский критик М.де Вогюе в своей книге о русском романе. В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. Де Вогюе пишет: «Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы. ...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я так не думаю. ...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца. ...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось».

Неохота писать вывод, чтоб меня не обвинили в предвзятости, я изложила только факты, которые удалось вспомнить со времен получения мной литературного образования, выводы делайте сами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 288 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →